Посвящается пиранези

Не то - лунный кратер, не то - колизей; не то -

где-то в горах. И человек в пальто

беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.

Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.



Не важно, о чем они говорят. Видать,

о возвышенном; о таких предметах, как благодать

и стремление к истине. Об этом неодолимом

чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.



Скалы - или остатки былых колонн -

покрыты дикой растительностью. И наклон

головы пилигрима свидетельствует об известной

примиренности - с миром вообще и с местной



фауной в частности. "Да", говорит его

поза, "мне все равно, если колется. Ничего

страшного в этом нет. Колкость - одно из многих

свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:



их она не смущает; и нас не должна, зане

ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне

все обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым

смешано настоящее, колкость дает подошвам



- и босиком особенно - почувствовать, так сказать,

разницу. В принципе, осязать

можно лишь настоящее - естественно, приспособив

к этому эпидерму. И отрицаю обувь".



Все-таки, это - в горах. Или же - посреди

древних руин. И руки, скрещенные на груди

того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.

"Да", гласит его поза, "в принципе, кровли хижин



смахивают силуэтом на очертанья гор.

Это, конечно, не к чести хижин и не в укор

горным вершинам, но подтверждает склонность

природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,



она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека

схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака

вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,

чтоб обнаружить сходство временного с постоянным



и настоящего с прошлым. Тем более - при ходьбе.

И если вы - пилигрим, вы знаете, что судьбе

угодней, чтоб человек себя полагал слугою

оставшегося за спиной, чем гравия под ногою



и марева впереди. Марево впереди

представляется будущим и говорит "иди

ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья

оно обретает, редея, знакомое выраженье



прошлого: те же склоны, те же пучки травы.

Поэтому я обут". "Но так и возникли вы, -

не соглашается с ним пилигрим. - Забавно,

что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно



вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно".

"Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно

настоящее. И это, замечу, в лучшем

случае. В худшем - мы не получим



даже и этого. В худшем случае, карандаш

или игла художника изобразят пейзаж

без нас. Очарованный дымкой, далью,

глаз художника вправе вообще пренебречь деталью



- то есть моим и вашим существованьем. Мы -

то, в чем пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.

Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более - в их гибриде.

Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,



лишившееся обладателя. Когда оно - просто цвет

вещи на расстояньи; ее ответ

на привычку пространства распоряжаться телом

по-своему. И поэтому прошлое может быть черно-белым,



коричневым, темно-зеленым. Вот почему порой

художник оказывается заворожен горой

или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни

должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани



вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим".

"Вы, значит, возникли из прошлого?" - волнуется пилигрим.

Но собеседник умолк, разглядывая устало

собачку, которая все-таки что-то себе достала



поужинать в груде мусора и вот-вот

взвизгнет от счастья, что и она живет.

"Да нет, - наконец он роняет. - Мы здесь просто так, гуляем".

И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.



1993 - 1995



* Стихотворение отсутствует в СИБ. Текст по журналу "Новый Мир" N 5,

1996. - С. В.
Бродский Иосиф. Стихотворения
Постоянная ссылка на это стихотворение:
Случайные стихотворения этого автора